
Эксклюзивные и собственные торговые марки
Эксклюзивные и собственные торговые марки
Что такое ЭТМ и чем они отличаются от СТМ? Рассмотрим подробнее с ритейл-экспертом консалтинговой компании "Ритейл Дока" Юлией Григорьевой.
Ритейл Детали Ритейл Дока Ритейл СТМ ЭТМ Консалтинг ритейл консалтинг Александр Высоцкий Высоцкий Консалтинг Бизнес Бустер Высоцкий отзывы высоцкий консалтинг Ритейл-консалтинг информационные технологии Business Booster Accenture Бизнес Бустер ритейл
04.02.2025 15:40
Правообладатель: Ритейл Дока
Оценка от партнеров: плюс / минус
ЭТМ - Эксклюзивные торговые марки – это бренды, которые разработаны в сотрудничестве с определёнными производителями и продаются только в одной сети розничных магазинов.
Пример ЭТМ - сухое белое вино “Aristov Bianco” и сухое розовое “Aristov Rose”, которое в 2022 году произвела винодельня “Кубань Вино” эксклюзивно для “Пятёрочки”.
Или косметический бренд “Около” создавался специально для парфюмерно-косметической сети “Золотое Яблоко” и продается только там.
СТМ - Собственные торговые марки сетей – это товары, разработанные и продвигаемые конкретной розничной сетью под собственным брендом. Эти продукты доступны только в магазинах этой сети, по ценам ниже, чем товары под бренда-аналога. СТМ может включать в себя широкий ассортимент товаров от продуктов питания до бытовой техники.
Несколько примеров СТМ лидирующих ритейлеров:
- Магнит: “Моя цена”, “Premiere of Taste”, “Магнит свежесть”, “Gusto di Roma”
- Пятёрочка: “Красная цена”, “Шарлиз”, “Global Village”
- Ашан: “Каждый день”, “Ашан Красная птица”
- Лента: “365 дней”
- Перекресток: “Просто”, “Зеленая Линия”, “Home Story”
- Дикси: “Первым делом”, “Мореслав”, “Take Eat”
В некоторых случаях СТМ ритейлера становится настолько популярной, что вырастает в полноценный независимый бренд и реализуется также в других сетях. Так, бренды декоративной косметики “Stellary” и “Beauty Bomb” долгое время выступали успешными СТМ “Магнит Косметик”. А с некоторых пор их можно купить на полках других парфюмерно-косметических сетей и на маркетплейсах.
Аналогично появилась на большом рынке марка “Eva Mosaic” – она выросла из СТМ косметического ритейлера “Рив Гош”. Благодаря удачному сочетанию качества и цены продажи росли, увеличивалось число лояльных клиентов. В итоге узнаваемость марки достигла того уровня, когда другие ритейлеры посчитали необходимым иметь этот бренд в своем ассортименте. Сейчас “Eva Mosaic” представлена во всех крупных косметических сетях.
СТМ и ЭТМ являются уникальным ассортиментом и выступают дифференциаторами сетей, помогая:
- отстраиваться от конкурентов;
- повышать конкурентоспособность;
- увеличивать прибыль;
- формировать лояльность покупателей.
ЭТМ и СТМ имеют много общего:
- Ограниченная доступность
ЭТМ и СТМ доступны только в определенной сети розничных магазинов. Это создаёт ощущение уникальности и способствует развитию лояльности покупателей к бренду или сети.
- Стратегия повышения конкурентоспособности
Оба типа торговых марок работают на привлечение клиентов и увеличение продаж. Они помогают сетям выделяться на фоне конкурентов.
- Контроль качества
Как эксклюзивные, так и собственные торговые марки проходят строгий контроль качества, поскольку производители и торговые сети стремятся поддерживать имидж и репутацию. Качественные продукты под ЭТМ или СТМ помогают завоевывать доверие клиентов.
- Клиентская лояльность и рост доверия к ритейлеру
Предлагая эксклюзивные товары и СТМ, ритейлеры могут создать ощущение уникальности и укрепить лояльность клиентов к своему магазину, повысить посещаемость. Оба формата могут способствовать созданию и укреплению бренда ритейлера. Это позволяет розничным сетям развивать свои имиджевые позиции и привлекать целевую аудиторию.
- Снижение влияния брендов
Ритейлер может уменьшить зависимость от крупных брендов, что позволяет избежать влияния на ценообразование.
Но есть и различия:
- Владелец бренда
Правообладателем СТМ является ритейлер, в случае с ЭТМ – это производитель, но согласно контракту с ритейлером, бренд представлен только в этой сети. Эксклюзивность может быть ограниченной периодом времени или географией продаж. Тогда после окончания срока действия контракта производитель имеет право запустить марку в широкую дистрибуцию или реализовывать на других территориях.
- Производитель
СТМ может производиться несколькими компаниями и часто ориентируется на массовый рынок. ЭТМ обычно создаются определённой компанией, что делает их уникальными для конкретной сети или партнёра.
- Контроль цен и маржинальность
СТМ обычно имеют более высокую маржу, что позволяет ритейлерам увеличивать прибыль своих магазинов. Кроме того, торговые сети имеют больше контроля над ценами СТМ, что позволяет лучше управлять стратегией ценообразования.
- Маркетинговые ресурсы
У ритейлера ограниченные маркетинговые бюджеты на продвижение СТМ, в то время как производитель часто оказывает поддержку ЭТМ в маркетинге и промоакциях.
Резюме: Продажа СТМ и ЭТМ предоставляет ритейлерам множество преимуществ, способствуя росту бизнеса и улучшению финансовых показателей
Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0