Строительство СШХ как драйвер освоения Арктики
Строительство СШХ как драйвер освоения Арктики
Северный широтный ход (СШХ) - строящаяся железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе, которая будет соединять западную и восточную части региона, а Северную железную дорогу — со Свердловской областью. Концепция проекта, протяженность пути которого составит 707 километров, появилась еще в Советском Союзе, но с 2016 года инвестиции на его реализацию постоянно переносились на более значимые объекты. В 2022 году Президент РФ снова указал на важность создания СШХ, несмотря на риски привлечения финансирования в сложившихся макроэкономических условиях. Будет ли реализован проект, в какие сроки, и на чьи средства спросили у Генерального директора АО «Трансэнерком» Олега Шевцова.
СШХ РЖД инфраструктура транспортная инфраструктура Транспорт SIMETRA транспорт информационные технологии Энергетика А+С Транспроект ТЭК софт БАМ
28.04.2022 21:28
Правообладатель: Коммуникационное агентство
Оценка от партнеров: плюс / минус
Строительство Северного широтного хода действительно несколько раз переносилось несмотря на то, что фактически СШХ будет являться железнодорожным коридором в Арктике с пропускной способностью в 23,9 млн тонн грузов ежегодно. В том числе, газовых конденсатов и нефти – добываемых в регионе ресурсов, а также строительных материалов, спецтехники, продуктов питания, средств первой необходимости. Для достижения таких показателей необходимо оптимизировать инфраструктуру Северной и Свердловской железных дорог и построить между ними соединительный путь Салехард-Надым с мостом через реку Обь. Несмотря на небольшую протяженность этого пути – более 700 километров – общий объем затрат на его возведение составит около 292,3 млрд рублей. Это объясняется тем, что строительство будет вестись в условиях Заполярья, где температурные условия, замерзшая почва, глубоководные реки в несколько раз усложняют решение задачи в кратчайшие сроки. Помимо этого, актуальными остаются вопросы дефицита рабочей силы, большая часть которой уже задействована на расширении пропускной способности БАМа и Транссиба, а также финансирования проекта.
При этом в сложившихся экономических условиях нельзя отрицать необходимость строительства Северного широтного хода. Учитывая санкции, принятые Западом в отношении России, в том числе – сокращение импорта углеводородов и электроэнергии, грузоперевозки экспортных товаров смещаются на восточные направления. Уже сейчас объемы грузов на полигонах Дальнего Востока увеличились почти на 30%, причем заказчиками транспортировки являются не только компании, добывающие уголь, но и представители нефтеперерабатывающей промышленности и металлургии. Думаю, именно они должны стать бенефициарами и основными инвесторами реализации проекта.
Тем более, финансоваямодель проекта СШХ будет пересмотрена. С учетом рисков привлечения концессионером заемного капитала, есть предложение провести модернизацию участка Обская-Салехард-Надым-Хорей за счет регионального бюджета ЯНАО, «Российских железных дорог», «Газпрома» и других компаний, заинтересованных в наращивании объемов экспорта по восточным направлениям и освоении Арктики. Строительство Северного широтного хода позволит сократить длину и время прохождения железнодорожных маршрутов от месторождений на севере Западной Сибири до портов морей двух океанов - Атлантического и Северного Ледовитого океана, соответственно, и сроки поставки товаров. Таким образом, заказчики и перевозчики смогут быстро окупить вложенные средства за счет сокращения издержек и высокого грузооборота.
Дополнительным плюсом реализации проекта СШХ станет социальный фактор, а именно - разработка нескольких крупных месторождений региона, которые сейчас считаются труднодоступными, станет рентабельной. Это подразумевает создание новых рабочих мест, потребность в энергоснабжении, а значит, возможности инвестирования в смежные отрасли, такие, как энергетика.
Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0