читаем про "революцию текстов"

icon

Исследование Accenture: развитие цифровых платежей ударит по доходности традиционных банков

публикатор

Владимир Шабалин

Исследование Accenture: развитие цифровых платежей ударит по доходности традиционных банков

К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и бесплатных цифровых платежей и конкуренции с небанковскими финансовыми организациями.

Accenture исследование банки банк платежи цифровая экономика IT-engineering информационные технологии ПО IT софт Navicon облачные технологии ИТ Konica Minolta HRlink Нетрика Аэродиск

27.11.2019 14:57

Оценка от партнеров: плюс / минус

Исследование Accenture: развитие цифровых платежей ударит по доходности традиционных банков

К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и бесплатных цифровых платежей и конкуренции с небанковскими финансовыми организациями.

инжиниринг, развитие бизнеса, управление проектами, проектный менеджмент, контрактование, Accenture, исследование, банки, банк, платежи, цифровая экономика, IT-engineering, информационные технологии
Агентство iTrend

В ходе исследования Accenture Global Payments Pulse Survey аналитики опросили 240 топ-менеджеров, отвечающих за развитие платежей в банках из 22 стран, и выяснили, как они планируют повышать лояльность клиентов, доходы и рентабельность в изменившихся условиях.

Согласно оценкам Accenture, мировой рынок платежей будет расти со средней ежегодной скоростью 5,5% с 1,5 трлн долларов в 2019 году – и к 2025 году превысит планку в 2 трлн долларов. При этом средние темпы роста безналичных платежей составят порядка 5% в год. Выручка в сегменте розничных платежей будет расти медленнее, чем в платежах корпоративных клиентов. Этот рост дает банкам возможность претендовать на участие в битве за $500 млрд дополнительной выручки в платежном бизнесе – однако это будет непросто, учитывая требования к бизнес-моделям в новом цифровом поле.  

На платежный рынок оказывает влияние целый ряд сил: под влиянием комбинации технологий и регуляторных инициатив платежи становятся все в большей мере мгновенными, бесплатными и все более незаметными для клиента (встраиваясь в приложения и устройства третьих сторон, включая носимые устройства, электронные кошельки, устройства интернета вещей и смарт-контракты).

Опрошенные Accenture топ-менеджеры признают вызовы, связанные с новыми технологиями в платежах. 71% опрошенных банковских руководителей в мире и 93% в Европе убеждены, что платежи становятся бесплатными; 73% считают, что большинство платежей уже «невидимы» или станут такими в течение следующих 12 месяцев; 78% заявили, что платежи либо уже мгновенные, либо станут мгновенными в ближайший год.

Согласно оценке Accenture, из-за постепенного замещения традиционных карточных расчетов системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии, в зоне риска к 2025 году окажутся примерно 2,7% банковских доходов от платежей.

Еще порядка 8% всех доходов от платежных операций под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Только с 2015 по 2018 год, как показывает анализ, средняя выручка на транзакцию по дебетовым картам уже сократилась на 15%, а по кредитным картам на 12%, в то время как по кредитным картам для бизнес-клиентов упала на 33%.

Конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров) отнимет у банков еще 3,9% доходов от платежей.

В результате операционная  маржа платежного бизнеса в среднем по отрасли может сократиться до уровня в 4,3% к 2025 году – а это означает балансирование на грани или даже отрицательную доходность для менее эффективных игроков.

«На российском рынке эти же тенденции проявляются даже с еще большим размахом: на фоне бурного роста безналичных взаиморасчетов, активного развития инфраструктуры быстрых платежей и агрессивной конкуренции по комиссиям банкам важно критически пересмотреть перспективную структуру доходов и расходов транзакционного бизнеса. Нужно сделать упор на развитии инноваций и новых бизнес-возможностей, которые позволят захватить потенциал рынка»,  – рассказала Мария Гусева, директор - старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России.

Чтобы удержать доходность, банкам нужно продумать свою стратегию в условиях текущих вызовов рынка по двум возможным направлениям:

  • во-первых, масштабирование, оптимизация и развитие своих технологических платформ для «экономии масштаба»,
  • во-вторых, дифференциация через создание новых сервисов с повышенной ценностью, дополняющих низкомаржинальные, но высокочастотные объемы транзакций в платежном бизнесе.  

Говоря о факторах, которые важны для обеспечения конкуренции через «экономику масштабов», примерно каждый пятый из респондентов (18%) указывал, что основным приоритетом для банка является обеспечение безопасности транзакций по розничным платежам. Почти четверть (22%) назвали использование технологических инноваций – таких как искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение – в качестве важных возможностей, которые необходимы их организациям для адаптации основных информационных систем к высокоскоростным и непрерывным потокам платежей.

Для стратегии дифференциации через создание новых дополнительных сервисов, эксперты Accenture приводят три возможных тактики, которые помогут банкам увеличить доходы и прибыльность:

1. Фокус на расширенных клиентских предложениях с дополнительной ценностью

Аналитики советуют сфокусироваться на создании клиенто-центричных ценностных предложений для клиентов, в рамках которых сами платежи могут быть бесплатными и выполнять функцию базового сервиса. Это может предполагать роль агрегатора для онлайн, мобильных и мгновенных платежей и создание кроссканальных платежных платформ (включая, PoS, API и микросервисы). Как пример, новые ценностные предложения могут включать поддержку для повседневных аспектов жизни клиента (такие как помощь с заказом и оплатой услуг, заказ и получение еды, проверка и оплата счетов и т.д.) или комплексные платежные решения  для бизнес-клиентов.

2. «Открытый банкинг» для бизнеса

Банки могут предлагать решения для партнеров (например, в сотрудничестве с девелоперами, автодилерами, медицинскими центрами и другими видами бизнеса) в рамках экосистемы «открытого банкинга», предлагая OpenAPI для создания платежных сервисов «последней мили», пусть и незаметных для конечных пользователей. Освоив этот подход для  розничного бизнеса, банки теперь могут предложить новые решения для корпоративных клиентов.

И многие уже делают это: 17% опрошенных топ-менеджеров отметили, что собственные инкубаторы стартапов станут для них приоритетным направлением технологического развития.  

3. Монетизация данных

Современная аналитика потоков данных открывает перед банками и их корпоративными клиентами новые возможности для таргетирования и разработки персонализированных цифровых сервисов. Поэтому банки, стараясь компенсировать сокращение доходов от платежей, начинают искать способы заработать на данных, собираемых в процессе работы,  продавая их в сыром виде или получая из них инсайты, представляющие ценность для партнеров. Исследование Accenture показало, что 20% банков уже монетизируют данные, и 75% планируют это делать в ближайшие три года.

«У российских игроков сейчас есть уникальные возможности для создания новых высокотехнологичных сервисов в области платежей, учитывая доступность технологических компетенций и отсутствие ощутимых угроз со стороны глобальных BigTech-игроков. Рынку необходимы расширенные сервисы на стыке с потребительскими рынками (с ритейлом, e-commerce, транспортными отраслями, сферой услуг и другими) и в B2B-сегменте – где банкам нужно успеть захватить инициативу, чтобы не проиграть место альтернативным провайдерам. Но для успеха в жесткоконкурентной среде критически важно умение работать с инновациями в платежных технологиях: создавать, отбирать, пилотировать и быстро доводить успешные идеи до масштабирования, обеспечивая эффект объемов», – отметила Мария Гусева.

О компании
Accenture – ведущая международная компания, предоставляющая широкий спектр решений и услуг в области стратегии, консалтинга, цифровизации бизнеса, технологий и операций. Более 492,000 сотрудников Accenture работают в 120 странах мира. В работе с клиентами компания сочетает свою уникальную экспертизу в 40 индустриях и всех ключевых бизнес-функциях, специальные навыки в реализации проектов, а также крупнейшую в мире сеть центров разработки и внедрения. Accenture объединяет лучшее из мира бизнеса и технологий, помогая своим клиентам повысить эффективность бизнеса и создать новую ценность для акционеров, привнося инновации, улучшая бизнес и жизнь людей во всем мире.
 
Контакты для СМИ:
Пресс-служба
Accenture в России и Казахстане
Нигора Мадаминова
+7 (495) 755 9770

nigora.madaminova@accenture.com


Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0

Поделитесь статьей и отправьте открытку

Выберите цвет открытки:

Реклама на самоВоде

 

Журнал. меню