icon

BIM В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ. BIM IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT.html

Николай Четверик

BIM В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ. BIM IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT.html

Объект исследования – краткий анализ BIM – технологий, использование технологий информационного моделирования, как инструмент в государственных закупках на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. В статье сделан упор на Решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию «Об инновационном развитии в сфере строительства» на основе протокола заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года №2, где даны четкие поручения Минстрой России, Национальным объединениям строительной сферы и институтам развития в области инновационного развития с конкретными сроками исполнения. Цель исследования – привлечение внимания к BIM, как основе эффективной системы государственных и муниципальных закупок на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. Метод исследования – аналитический.

 

BIM  Государственные и муниципальные закупки  Инновации  НОПРИЗ  НОСТРОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ  РЕШЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ  Дайджест   Малахов Владимир   БИСКИД   Обзор СМИ   construction engineering   engineering   BIM-оператор   BIM-платформа   инновации   BICCED  

06.04.2018 14:03

Оценка от партнеров: плюс / минус

BIM В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ. BIM IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT.html

Объект исследования – краткий анализ BIM – технологий, использование технологий информационного моделирования, как инструмент в государственных закупках на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. В статье сделан упор на Решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию «Об инновационном развитии в сфере строительства» на основе протокола заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года №2, где даны четкие поручения Минстрой России, Национальным объединениям строительной сферы и институтам развития в области инновационного развития с конкретными сроками исполнения. Цель исследования – привлечение внимания к BIM, как основе эффективной системы государственных и муниципальных закупок на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. Метод исследования – аналитический.

 

инжиниринг, развитие бизнеса, управление проектами, проектный менеджмент, контрактование, BIM, Государственные и муниципальные закупки, Инновации, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, РЕШЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
Николай Четверик

BIM В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ.html

BIM IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT.html

 

Объект исследования – краткий анализ BIM – технологий, использование технологий информационного моделирования, как инструмент в государственных закупках на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. В статье сделан упор на Решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию «Об инновационном развитии в сфере строительства» на основе протокола заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года №2, где даны четкие поручения Минстрой России, Национальным объединениям строительной сферы и институтам развития в области инновационного развития с конкретными сроками исполнения.Цель исследования – привлечение внимания к BIM, как основе эффективной системы государственных и муниципальных закупок на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования. Метод исследования – аналитический

           Object of study - a brief analysis of BIM technology, the use of technology information modeling as means of architectural design to create a single information model of the building, which can be used by all teams participating in the development of the construction project. The article focuses on the Decision of the Presidium of the Council under the President  of Russian Federation for economic modernization and innovative development "About innovation development in the field of construction" on the basis of the minutes of the meeting of the Presidium of the Council of 4 March 2014 # 2 where given clear instructions to the Ministry of construction of Russia, National associations construction and development institutes the field of innovative development with specific deadlines. The study aims to draw attention to BIM as the basis of an effective system of public procurement is based on a 44-FZ [4] in a virtual environment modeling. Method of research - analytical .

BIM (англ. Building Information Modeling) - информационное моделирование зданий, процесс генерации и управления данными о здании на протяжении его жизненного цикла. Реализация BIM – технологий состоит в использовании средств архитектурно-строительного проектирования для создания единой информационной модели здания, над которой могут работать все команды, участвующие в разработке строительного проекта. На сегодняшний день термин BIM, уже получивший в мире всеобщее признание и самое широкое распространение, считается доминирующим в этой области.

В настоящее время в промышленно развитых странах (США, Великобритании, странах Северной Европы, Франции, Германии) в  практику   проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения интенсивно внедряются   технологии информационного моделирования. Данные инновационные технологии     позволяют    в электронном виде формировать проектную, сметную, эксплуатационную и иную документацию как единый информационный ресурс на весь жизненный цикл создаваемого объекта. Они предполагают более интегрированное взаимодействие между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса, чем традиционно принятое.

В виду значительных преимуществ от использования данных технологий для государства в качестве первоочередного шага в целом ряде стран установлены условия по обязательному применению указанных технологий при проектировании и строительстве  объектов за счёт средств государственного бюджета. Подобные требования последовательно вводились отдельными госзаказчиками в США с 2003 года, в целом ряде стран Европы и Азии с 2007 года.  В 2011 году о новой стратегии в области строительства, ориентированной на достижение конкурентных преимуществ в глобальном масштабе и экспорте услуг в области проектирования и строительства объявила Великобритания.  В рамках данной стратегии разработана и реализуется единая, методически проработанная, самая последовательная программа перехода на технологии информационного моделирования. Она предполагает обязательное применение данных технологий с 2016 года для всех без исключения финансируемых из бюджета проектов: нового строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Данные шаги со стороны государства обеспечили значительное ускорение уровня внедрения BIM технологий. В 2012    в США более  70% участников строительного рынка заявили об использовании технологий информационного моделирования в своих проектах (данные компании McGraw  Hill Construction), в Великобритании в 2013 году –   54% (по данным NBS, National BIM Report 2014).

По данным государственного агентства по строительству Сингапура (BCA, Building & Construction Authority) в 2015 году более 80% всех строительных проектов будет выполняться исключительно в технологиях BIM. В Сингапуре сформирован фонд поддержки перехода отрасли на инновационные технологии, оказывающий помощь предприятиям отрасли по переходу на  информационное моделирование. Реализована технология экспертизы проектной документации на новом технологическом уровне.

В январе 2014 года были внесены поправки в европейскую директиву о госзакупках, где всем странам-участницам Евросоюза для повышения прозрачности и эффективности расходования средств бюджета было рекомендовано применять электронные формы, включающие информационное моделирование в строительстве.

По оценкам  зарубежных специалистов, внедрение  технологии информационного моделирования обеспечивает сокращение затрат  на строительство объектов, финансируемых за счёт средств государственного  бюджета, на 25%. Сокращение расходов на эксплуатацию составляет более 35%.  Благодаря формированию информационной модели -  упомянутого выше единого  информационного ресурса об объекте капитального строительства -  обеспечивается  более эффективное, по сравнению с традиционными подходами, управление проектом. При этом происходит  кардинальное  повышение  прозрачности,  появляется возможность более точной оценки эффективности и целевого использования  бюджетных средств.  Следует ожидать подобный эффект  и от   использования  технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов, финансируемых частными  инвесторами.

BIM добрался и до России. Решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию «Об инновационном развитии в сфере строительства» (далее – Решения) на основе протокола заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года №2 [1] дают четкие поручения Минстрой России, Национальным объединениям строительной сферы и институтам развития в области инновационного развития с конкретными сроками исполнения. В отношении BIM – технологий (технологий информационного моделирования) и их применении в строительном комплексе формализовано поручение по разработке и утверждению плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий (п. 18 Решений).

В свое время, в НОП / НОПРИЗ активно работал Комитет по совершенствованию тендерных процедур и инновационного развития, на котором были обсуждены и приняты технические задания по разработке документов инновационной направленности, в т.ч. Методические рекомендации по использованию технологий информационного моделирования в системе закупок архитектурно-строительных проектов [22]. Эти Технические задания в последствии утвердил Совет НОПРИЗ. Методические рекомендации должны были быть разработаны в целях эффективного использования и применения инновационных технологий информационного моделирования в системе закупок архитектурно-строительных проектов. Цель разработки Методических рекомендаций – формирование методических указаний службам заказчика-застройщика, технического заказчика по составлению технического задания на проектирование объектов капитального строительства с применением технологий информационного моделирования.

Методические рекомендации должны были быть разработаны на основе опыта лучших отечественных и зарубежных проектных организаций, инжиниринговых компаний, а также государственных и муниципальных предприятий строительного комплекса, использующих в своей деятельности технологии информационного моделирования.

Методические рекомендации должны были быть разработаны на основе положений международных стандартов ISO, национальных BIM - стандартов, с учетом того факта, что в настоящий момент отечественная проектная отрасль находится на ранних этапах внедрения технологий информационного моделирования, а российская нормативная база еще не учитывает [2]  - [20].

Структура методических рекомендаций должна была быть построена по общей схеме на основе единых методических указаний, отражающих современный уровень развития технологий информационного моделирования, их преимущества, эффективность и инновационность применения в строительной отрасли. Методические рекомендации должны быть разбиты на части, каждая из которых является отдельным направлением в своей области, в т. ч.:

Общие положения.

Информационное моделирование зданий: концепция, преимущества, статистика применения.

Отечественный и зарубежный опыт применения информационных технологий моделирования в строительной отрасли.

Преимущества и особенности использования информационных технологий моделирования при подготовке контракта на закупку проекта объекта капитального строительства.

Методика и принципы формирование информационных требований Заказчика-Застройщика, Технического заказчика при подготовке технического задания на строительное проектирование с применением технологий информационного моделирования.

Состав информационных требований.

Квалификационные требования к Исполнителю проекта.

Цели использования информационных моделей.

Требования к минимальным объемам моделирования.

Общие требования к информационным моделям.

Требования к качеству информационных моделей.

Требования к составу и форматам выдачи результатов проекта.

Требования к процедурам согласования проектных решений.

Требования по обеспечению сохранности информации.

Приложения.

         Считаю, что разработка и успешная реализация BIM - технологий в системе закупок архитектурно-строительных проектов позволит создать эффективную систему для государственных и муниципальных нужд на основе 44-ФЗ [4] в среде виртуального моделирования.

После вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», изменилась ситуация в закупочной деятельности.

Законом были предусмотрены существенные изменения правил осуществления государственных закупок. Изменения затронули как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников государственных закупок. Создана контрактную систему в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая  регулирует государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.

К сожалению, приходится констатировать сослагательное наклонение, как в части разработки [22]. Так и в части работы самого Комитета, который был ликвидирован за ненадобностью.

Необходимо воспользоваться уникальной возможностью включения в процесс контрактной системы инноваций в составе архитектурно-строительного проекта, рекомендуемых для закупок.

Значительной спецификой закупок инноваций в составе архитектурно-строительных проектов, рекомендуемых для закупок, обладает оценка предложений поставщиков такой продукции.

Рекомендуется установить особые требования к составу конкурсной комиссии, оценивающей заявки на выполнение инновационной продукции, рекомендуемой для закупок. В этом случае, в состав конкурсной комиссии должны включаться лица, компетентные  в соответствующей области. Число таких лиц должно составлять не менее, чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

Оценка инновационных конкурсных предложений проводится с использованием критериальной оценки эффективности инноваций в составе архитектурно-строительных проектов, рекомендуемых для закупок. Исходя из значимости государственных закупок инновационной продукции, закупки такой продукции зачастую характеризуются значительными убытками от возможного неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого государственного контракта. Важным трендом угроз в этом случае,  является упущенная выгода для развития всего строительного комплекса. Наиболее частыми причинами ненадлежащего исполнения государственного контракта при разработке инновационной продукции является недостаточная квалификация и/или недобросовестность исполнителя работ,  неадекватно оценивающего собственные возможности.

Оценка по критериям качества и квалификации, не всегда выражаемых количественными параметрами, возможна только экспертными методами, что вызывает необходимость проведения экспертизы. В связи с широким спектром закупаемых инноваций в составе архитектурно-строительного проекта, возникает необходимость проведения независимой экспертной оценки на основе специальных знаний в области инноватики и соответствующего  доступного  и эффективного программного обеспечения с хорошим интерфейсом  и преобразователями форм.

Субъективность независимой экспертной оценки оправдывается результатом выбора инновационной продукции, рекомендуемой для закупок, снижением риска срыва исполнения контракта, страхуется квалификацией экспертов, должна быть открытой, прозрачной и публичной. В этом случае нивелируются возможные коррупционные риски, проводится широкое публичное обсуждение в профессиональном сообществе результатов экспертной оценки и транспорируется реальное влияние профессионального сообщества на результаты выбора.

В случаях закупки инноваций в составе архитектурно-строительного проекта, не всегда адекватна оценка квалификации потенциального исполнителя контракта, но всегда актуальна и адекватна оценка квалификации и соответствия специфике заказа экспертов, оценивающих заявки на конкурс по закупке инновационной продукции. Необходимо установить правила экспертной оценки инноваций в составе архитектурно-строительного проекта и требования к экспертам, ее реализующих.

Основным риском закупок инновационной продукции строительного комплекса является своевременность выполнения государственного заказа. 

Современное инновационное оборудование и технологии в составе  проектной документации для таких систем разрабатывается, изготовляется, монтируется и испытывается достаточно долго и поэтому его надо заказать за несколько лет до начала эксплуатации. В случае неисполнения контракта к моменту полной выработки ресурса заменяемого оборудования последствия могут носить негативный характер. В таких случаях технический заказчик вынужден подходить с особой тщательностью к подготовке и проведению размещения заказа. Возможным решением данной проблемы могут послужить «параллельные» заказы, когда по одному и тому же лоту возможно параллельно несколько разработок. Рекомендуемым дополнением такого варианта закупки могут быть бонусы в виде дополнительной оплаты контракта наиболее перспективной в техническом плане инновационной продукции строительного комплекса на основе конкурентоспособной разработки с возможностью реализации более длительного контракта на сопровождение и внедрение разработки.

В перечень специфических особенностей закупки инновационной продукции включены возможные риски:

- объективная неполноту технического задания;

- необходимость принятия альтернативных предложений;

- необходимость многоэтапных процедур уточнения задания с помощью поставщиков;

- необходимость параллельного хода инновационных разработок;

- необходимость превалирования в критериях оценки качественных критериев;

- избирательное, совокупное с качественными критериями, использование  квалификационных критериев при оценке предложений поставщиков;

- необходимость публичной экспертной оценки;

- необходимость законодательного регулирования публичной экспертизы и квалификационных требований к экспертам.

Перечень инновационных проектных рисков представлен в Методических рекомендациях по оценке эффективности инноваций на этапе проекта НОП [21].

Ключевой задачей национальных объединений строительной сферы (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) является использование потенциала государственных закупок для модернизации экономики страны путем внедрения в архитектурно-строительные проекты инновационных разработок и современных организационно-управленческих решений.

            Введение требований инновационности в закупочную деятельность  и формирование Каталога инноваций   в составе архитектурно-строительных проектов, рекомендуемых для закупок всеми ветвями власти и подведомственными им организациями, приобретает в этой связи первостепенное значение.

            Будем надеяться, что все встанет на свои места и Комитеты инновационной направленности НОСТРОЙ и НОПРИЗ опять будут активно работать на благо всего строительного сообщества.

Библиография

  1. Решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию «Об инновационном развитии в сфере строительства» (протокол №2 заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года).
  2. Федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ «Гражданский кодекс РФ».
  3. Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный Кодекс РФ».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  6. Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  7. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
  8. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».
  10. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2007 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  11. Международный стандарт ISO 10845-1:2010 «Закупки в области строительства. Часть 1. Процессы, методы и процедуры».
  12. ISO/TS 12911:2012 “Основные положения руководства по моделированию информации по строительству (BIM)”.
  13. ISO 29481-1:2010 “Информационное моделирование в строительстве. Руководство по доставке информации. Часть 1. Методология и формат”.
  14. ISO 29481-2:2012 “Информационное моделирование в строительстве. Руководство по доставке информации. Часть 2. Инфраструктура взаимодействия”.
  15. National BIM Standard-United States Version 2. British Standard BS 1192:2007 "Collaborative production of architectural, engineering and construction information. Code of practice".
  16. PAS 1192-PAS 1192-2:2:2013 Specification for information management for the capital/delivery phase of construction projects using building information modeling.
  17. CIC/BIM Pro MODEL (BIM) PROTOCOL - BIM Task Group.
  18. Employer’s Information requirements. Core Content and Guidance Notes.
  19. Singapore BIM Essential Guide. For BIM Adoption in an Organization.
  20. New York City Design And Construction BIM Guidelines.
  21. Методические рекомендации по оценке эффективности инноваций на этапе проекта [Текст], - М: кол. авт. под общ. ред. Н.П.Четверика, НОП, 2014, - 53 с.
  22. Проект Методических рекомендаций по использованию технологий информационного моделирования в системе закупок архитектурно-строительных проектов.

Электронные ресурсы

  1. Портал НОП  (http://www. nop.ru/).
  2. Портал издательства «СТРОЙИЗДАТ» (http://panor.ru/publishers/detail.php?ID=1941). 
  3. Портал «Наука и безопасность» (http://www.pamag.ru/).
  4. «Наука и безопасность», электронное периодическое издание, Магнитогорск (http://www.art-atis.com/).
  5. Портал «Наука РФ» (http:// www.nauka-rf.com/).
  6. Журнал «Мониторинг. Наука и безопасность» (http://www.e.np-monitoring.ru/).

Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0

Поделитесь статьей и отправьте открытку

Выберите цвет открытки:

Реклама на самоВоде

 

Журнал. меню