ЗАЧЕМ НАМ ИНЖИНИРИНГ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕРС(М)-КОМПЕТЕНЦИЙ.html
ЗАЧЕМ НАМ ИНЖИНИРИНГ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕРС(М)-КОМПЕТЕНЦИЙ.html
Объект исследования: предлагается рассмотрение определенных моментов «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Отмечается роль подвижников в области обучения инжинирингу. Цель исследования: привлечение внимания к инжинирингу, в т.ч. с применением ЕРС/М-компетенций. Метод исследования: аналитический. Статья в различной интерпретации напечатана в научно-публицистических журналах: «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века» и «Наука и безопасность»
Инжиниринг ЕРС(М)-компетенции ЕРС(М) информационные технологии Партнёрское соглашение Системный софт Малахов Владимир БИСКИД партнерский статус ПО СТГМ стоимостной инжиниринг стоимостное моделирование
05.04.2018 22:46
Правообладатель: Николай Четверик
Оценка от партнеров: плюс / минус
ЗАЧЕМ НАМ ИНЖИНИРИНГ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕРС(М)-КОМПЕТЕНЦИЙ
WHY DO WE ENGINEERING USING EPC/M COMPETENCE
В настоящее время к теме инжиниринга привлечено внимание всего инженерно-технического сообщества. На федеральном уровне транслируется структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического уклада, который требует высокотехнологичных инжиниринговых услуг. В научно-технической и академической среде активно обсуждается настоящая ситуация, когда не до конца сформировано само понятие инжиниринга и продолжаются дискуссии о том, как его применять, и необходимы ли ему регулирование и государственная поддержка с одной стороны; а также проект федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об инжиниринге) [1], где он трактуется как совокупная отрасль производственных, коммерческих, научно-технических видов деятельности с целью получения оптимальных результатов капиталовложений, связанных с реализацией проектов, за счет рационального и активного использования материальных, кадровых и технологических ресурсов, с другой стороны.
Не случайно 23 июля 2013 г. вышло Распоряжение Правительства Российкой Федерации № 1300-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна [2].
Реализация плана мероприятий "дорожной карты" призвана обеспечить: создание национальных лидеров в области услуг по комплексному созданию объектов строительства на основе EPC(M), сокращение отставания Российской Федерации от развитых стран в части EPC(M)-компетенций, осуществление системной административной поддержки локализации и обмена технологическими компетенциями с зарубежными компаниями - лидерами в области EPC(M)-услуг.
EPC - дефиниция (от англ. Engineering, procurement and construction) - способ контрактования в строительной отрасли, где: Engineering - проектирование и конструирование; Procurement - поставки оборудования; Construction - строительные и монтажные работы.
При использовании EPC-контракта, контрактор выполняет:
- инжиниринг (engineering) - изыскательные, проектные и согласовательные работы;
- прокьюремент (procurement) - производит выбор и закупку материалов и оборудования для выполнения всего проекта;
- строительство (construction) - выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы.
В некоторых случаях контрактор несёт на себе риски по выполнению графика работ, а также по выполнению бюджета, с фиксацией цены по EPC-контракту. В этом случае при изменении цен у субподрядчиков или при возникновении не учтенных в контракте работ или затрат, контрактор покрывает такие расходы самостоятельно. В таких случаях цена всего EPC-контракта объявляется контрактором техническому заказчику единой (паушальной) суммой.
Встречаются и разновидности EPC-контракта - например, «EP» - контрактором выполняются только стадии «E» и «P», а строительство выполняется техническим заказчиком самостоятельно.
Обязательства контрактора и технического заказчика. После заключения EPC-контракта, контрактор становится ответственным за выполнение проекта, согласно определенным в контракте условиям. EPC-контрактор может на свой страх и риск привлекать субподрядчиков и поставщиков материалов и оборудования, для выполнения различных частей проекта. После выполнения этапов работ технический заказчик выплачивает контрактору причитающееся вознаграждение за вычетом уже выплаченных авансов.
Проекты выполняются успешно в случае, если технический заказчик:
- фиксирует в контракте план финансирования;
- фиксирует в контракте рамки и уровень качества работ;
- фиксирует в контракте этапность и сроки работ;
- чётко определяет размеры штрафов и условия, при которых они накладываются
Проекты выполняются успешно в случае, если контрактор:
- перекладывает соответствующие условия EPC-контракта на субподрядчиков и поставщиков;
- выдерживает сроки и этапность
- тщательно контролирует выполнение работ, чтобы избежать ошибок и необходимости их устранять.
Фактор фиксирования цены. Основным аргументом выбора заказчика EPC-контракта является фиксирование цены контракта. Однако в случае вмешательства техничекого заказчика на этапе реализации контракта и внесения изменений в контракт, должна быть предусмотрена процедура внесения таких изменений, с соответствующей коррекцией цен, сроков, качества и рисков.
Ответственность технического заказчика. Чтобы успешно реализовать проект технический заказчик должен выбирать опытного EPC-контрактора. При этом технический заказчик обязательно проверяет основные этапы реализации контракта с помощью своих или привлеченных независимых специалистов.
EPC(М) – дефиниция добавляет Management - проектное управление.
Так вот, согласно настоящей «дорожной карты», доля EPC(M)-контрактов в структуре внутреннего рынка в настоящее время сосставляет 8-12 %, она должна вырасти к 2030 г. до 30 %. К мерам поддержки EPC(M)-контракторов относится:
- Разработка инструментов стимулирования локализации EPC(M)-опыта зарубежных лидеров.
- Разработка концепций создания национальных лидеров в приоритетных отраслевых сегментах на базе российских компаний с привлечением зарубежного опыта и технологий.
- Определение инструментов господдержки (нормативных правовых актов).
- Внедрение инструментов стимулирования локализации EPC(M)-опыта зарубежных лидеров, включая локализацию специализированных средств программирования для инжиниринга.
- Реализация концепций создания национальных лидеров в приоритетных отраслевых сегментах на базе российских компаний с привлечением зарубежного опыта и технологий - с применением пакета мер государственной поддержки.
Сейчас объем внутреннего рынка инжиниринга оценивается в 1,5 трлн руб. Ожидается, что в 2018 г. он составит 2,8 трлн. руб. Должно появиться 3-5 полноценных совместных предприятий, российских и зарубежных компаний в области инжиниринга (пока таких нет). Планируется увеличить долю EPC(M)-контрактов в структуре внутреннего рынка, а также долю малого и среднего бизнеса на внутреннем рынке инжиниринга.
В частности, предполагается утвердить профессиональные и образовательные стандарты в соответствующей области, подпрограмму по развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна, запустить различные пилотные проекты. Должны быть разработаны механизмы субсидирования и господдержки инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний. При Минпромторге России предстоит сформировать реестр оборудования, используемого в инжиниринговой деятельности, типовой регламент открытого доступа, а также базу данных малых инжиниринговых компаний. В законодательство о налогах и социальных платежах планируется внести поправки, чтобы стимулировать развитие инжиниринга и промышленного дизайна. Господдержку предполагается осуществлять с участием Внешэкономбанка, Российской венчурной компании, Российского фонда технологического развития, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, ОАО "РОСНАНО".
Все это хорошо и даже очень хорошо, но где здесь роль Минстрой России? Ведь строительная сфера и есть та самая питательная среда для инжиниринга. Почему до сих пор в Минстрой России нет Экспертного Совета по инновациям, где тема инжиниринга и информационного моделирования могла бы быть представлена в виде рабочих групп? Ведь было же подобное инновационное направление в свое время при Минрегионе? Почему бы не сделать отдельный Экспертный Совет по инжинирингу? Одни вопросы….
Обучение. В настоящее время обучение инжиниринговым компетенция происходит на корпоративных площадках таких крупных компаний, как Стройтрансгаз и Росатом, др. авторитетов настоящего рынка услуг.
Хочется отметить таких подвижников в этом направлении, как Владимир Малахов и Сергей Мишин, Валерий Тропин и Марина Колосова, Игорь Мещерин: которые не только сами преподают, но и создали сеть сайтов в системе Internet, в которых на основе живого диалога происходит обсуждение насущных проблем, так называемых «коллизий» в настоящем направлении.
Создана Национальная Ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС). НАИКС объединяет инженеров-консультантов, готовых принимать непосредственное участие в создании цивилизованной модели инжинирингового рынка в России.
Особенно хорош - Владимир Малахов! Как доходчиво он расписывает, я бы сказал – вкусно «разжевывает», в своих статьях тему инжиниринга во всем его многообразии - в форматах EPC, EPC(M), EPCS (инжиниринг, поставка и контроль над строительством), PCM (управление строительством).
В своих статьях он рассматривает практически все процедуры инжиниринга от его финансовых аспектов (стоимостной инжиниринг) и управления изменениями до оптимизации управления удаленными строительными подразделениями; актуальные проблемы ценообразования и работа в условиях кризисных явлений [4]-[10].
Но вернемся к нормативно-правовому обеспечению / необеспечению инжиниринговой деятельности. Всем ясно, что нормы международных контрактов EPC(M) законодательно нигде не закреплены и не прописаны ни в одном российском нормативно-правовом акте. Как тут быть? Возникают так называемые коллизии. Их как раз и должен разрешить Закон об инжиниринге, он в настоящее время проходит общественную экспертизу и дорабатывается профессиональным сообществом, правда очень уж долго….
Первая коллизия заключается в отсутствии соответствующих инжиниринговым услугам кодов ОКВЭД (кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, который безнадежно давным-давно устарел и еще позавчера требовал своей актуализации). В отсутствии соответствующих инжинирингу кодов ОКВЭД, приходится проводить несколько конкурсных процедур. Вместо одного конкурса проходит ряд торгов на разные виды деятельности: изыскания, проектирование, подряд и др.
Вторая коллизия – в сводном сметном расчете нет строки «инжиниринг / инжиниринговые услуги» - выводы делайте сами.
Третья коллизия - конкурсная документация содержит требование о том, что не менее 30-40 % работ подрядчику нужно выполнить собственными силами. При этом стоимость услуги управления проектом и производственные возможности дочерних организаций не учитываются.
Все это и многое другое и должен решить Закон об инжиниринге.
Но давайте ответим на главный вопрос статьи: «А зачем нам инжиниринг с применением ЕРС(М)-компетенций?».
1. Один генподрядчик выполняет комплекс, как проектно-изыскательских, так и строительных, монтажных, логистических, материально-снабженческих, других видов работ в едином пространстве. Это позволит уже на начальной стадии начинать проводить переговоры и проводить договорную политику по закупке оборудования и материалов, продумать правильное использование трудовых и материальных ресурсов, производственной базы еще на стадии инженерных изысканий. Думать о стройке, когда нет еще проекта!
2. В одних руках сосредотачивается весь штаб строительства, что обеспечит эффективное взаимодействие на всех этапах реализации архитектурно-строительного проектирования и позволит сократить сроки реализации, повысить качество строительства.
3. По-хорошему, мы идем по пути некоторых стран, где в норме проектно-строительные холдинги. Если такой холдинг выигрывает конкурс на весь жизненный цикл объекта, это позволит ему эффективно планировать свою деятельность, сократить накладные расходы, уменьшить общую стоимость всего проекта.
4. Процедуры инжиниринга в одном лице позволят применить инновационные продукты (технологии, материалы, управленческие решения). Ведь если мы совместим инжиниринг в формате EPC(M) и технологии информационного моделирования (BIM) на основе процессного и проектного управления деятельности в организационно-технической системе. Можно создать комплексное безинтеграционные ИТ-решение для управления инжиниринговой организацией, как единым организмом, на всех уровнях, от стратегического до операционного [11]- [12].
В таком случае, на выходе получаем существенную экономию и временных и материальных ресурсов, что в конечном итоге приведет к правильному соотношении: время-цена-качество.
Список использованных источников:
1. Проект федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российкой Федерации № 1300-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна
3. Мещерин И.В. Закону «Об инженерной деятельности в РФ»-быть/газета «Вестник Национального объединения проектировщиков», Москва, май - 2014, с. 14.
4. Малахов В.И. Москва, 2008. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/epcm_models.shtml.
5. Малахов В.И. Москва, 2008.URL: http://www.cfin.ru/management/practice/epc-m_price.shtml.
6. Малахов В.И. ЕРС/ЕРСМ-контрактинг – переходные формы для новых условий. Москва, 2009. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/transitional_forms.shtml.
7. Малахов В.И. Информационно-ресурсное моделирование стоимости инвестиционно-строительных проектов. Москва, 2014.URL: http://www.slideshare.net/malerhof/malakhov-vladimir-informationrecource.
8. Малахов В.И. Контрактные стратегии реализации инвестиционно-строительных проектов. Москва, 2014. URL: http://yadi.sk/d/ekb6cOp7LMWaH.
9. Малахов В.И. Современные финансовые аспекты EPC/ EPCM-контрактов.Москва, 2014. URL:http://www.slideshare.net/malerhof/malakhov-vladimir-finance-points-of-epcepcm-contracts.
10. Малахов В.И. Москва, 2014. URL: http://stgm.su/presscenter/statji.html.
11. Захарчук О.Т. Новый подход для автоматизации управления многоагентными организационными системами. Высокие технологии, экономика, промышленность,т.2, Часть 1: Сборник статей Тринадцатой международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в промышленности и экономике». 24-26 мая 2012 г. Санкт-Петербург, Россия/под ред. А.П. Кудинова.–СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. С. 47-50.
12. Захарчук О.Т., Пятецкий В.Е., Емелин А.А. Новый подход для автоматизации управления организационно-техническими системами.Труды Международной научно-технической конференции «Информационные технологии и математическое моделирование», Центр информационных технологий и проектирования РАН, Москва, 2012 С. 62-65.
List of sources used:
1. The draft federal law "On State Support of engineering and engineering activities in the Russian Federation."
2. Government Order Rossiykoy Federation № 1300-r On approval of the Action Plan ("roadmap") in the field of engineering and industrial design
3. Meshcherin IV Law "On the engineering activities in the Russian Federation" -be / newspaper "Bulletin of the National Association of Planners," Moscow, May - 2014, p. 14.
4. V. Malakhov EPC / M-holding-a new word in the construction of incorporation. Moscow, 2008. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/epcm_models.shtml.
5. V. Malakhov Actual problems of pricing in the Russian EPC / M-contracts. Moscow, 2008. URL:http://www.cfin.ru/management/practice/epc-m_price.shtml.
6. V. Malakhov EPC / EPCM contracting - transitional forms to the new conditions. Moscow, 2009. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/transitional_forms.shtml.
7. V. Malakhov Information Resource Modeling cost of investment and construction projects. Moscow,2014.URL:http://www.slideshare.net/malerhof/malakhov-vladimir-nformationrecource.
8. V. Malakhov Contractual strategy in investment and construction projects. Moscow, 2014. URL:http://yadi.sk/d/ekb6cOp7LMWaH.
9. V. Malakhov Modern financial aspects of EPC / EPCM-kontraktov.Moskva, 2014. URL: http: //www.slideshare.net/malerhof/malakhov-vladimir-finance-points-of-epcepcm-contracts.
10. V. Malakhov Engineering is not only a design! Moscow, 2014. URL: http://stgm.su/presscenter/statji.html.
11. Zakharchuk OT A new approach to automate the management of multi-agent organizational systems. High technology, economy, industry, v.2, Part 1: Collection of articles Thirteenth International scientific-practical conference "Fundamental and applied research, development and application of high technology in the industry and the economy." 24-26 May 2012 St. Petersburg, Russia / ed. AP Kudinova.-Petersburg: Publishing House of the Polytechnic. University Press, 2012. pp 47-50.
12. Zakharchuk OT, Pyatetskii VE, Emelin AA A new approach for automation of organizational and technical sistemami.Trudy International Scientific and Technical Conference "Information Technologies and Mathematical Modeling", Center for Information Technology and Design of RAS, Moscow, 2012 S. 62-65.
Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0