icon

Мечты о топливе будущего или водородный недород

Кристина Фирсова

Мечты о топливе будущего или водородный недород

Было время, лет 15 тому назад, когда во всем мире активно обсуждалась тема водородного будущего. Ученые выдвигали одну теорию за другой, доказывая, что водород – альтернативное топливо, экологически чистое, дешевое, восполняемое. Ажиотаж вокруг легкого топлива подогрели и политики. Например, Арнольд Шварценеггер, губернатор Калифорнии в 2004 году, рисовал картины «водородных шоссе», опоясывающих весь штат.

водород  топливо  футурология  будущее  пропилен  Владимир Ларин  Норильский Никель  Михаил Прохоров 

06.03.2018 12:37

Оценка от партнеров: плюс / минус

Мечты о топливе будущего или водородный недород

Было время, лет 15 тому назад, когда во всем мире активно обсуждалась тема водородного будущего. Ученые выдвигали одну теорию за другой, доказывая, что водород – альтернативное топливо, экологически чистое, дешевое, восполняемое. Ажиотаж вокруг легкого топлива подогрели и политики. Например, Арнольд Шварценеггер, губернатор Калифорнии в 2004 году, рисовал картины «водородных шоссе», опоясывающих весь штат.

инжиниринг, развитие бизнеса, управление проектами, проектный менеджмент, контрактование, водород, топливо, футурология, будущее, пропилен, Владимир Ларин, Норильский Никель, Михаил Прохоров
Кристина Фирсова

Кто пытался доказать, что водород не способен удовлетворить все потребности человечества в топливе, обвиняли в научной близорукости. Тему обсуждали на форумах в соцсетях, подогревали журналы и газеты, телевизионные передачи.

Но что теперь? Разговоры остались в прошлом, модная тема перестала быть интересной и обсуждаемой. Она улетучилась также быстро, как исчезает сам водород. И причины для этого очевидны.

Прошлое «будущего»

Водород был впервые признан, как элемент благодаря английскому ученому Генри Кавендишу в 1766 году. Название элемента говорит само за себя – «порождающий воду». Он занимает почетное первое место в таблице Менделеева. И является самым распространенным в космосе.

Когда люди научились добывать водород более простым способом – за счет воды и электроэнергии, то задумались о применении его как топлива. «Вода – это уголь грядущих веков», - говорил герой фантастического романа Жюля Верна «Таинственный остров». И точно: ученые многих стран попытались из воды добывать топливо будущего, которое по многим характеристикам превосходила существующие – нефть и газ.

Правда, оказалось, что добыча водорода из воды тоже требует энергозатрат. А это либо природный газ, либо электроэнергия, которую самым дешевым способом можно добыть лишь с помощью атомных электростанций. А это по сути сводит к нулю результат усилий: затраты на электролиз воды получаются гораздо больше, чем получишь самого водорода. И экология чище не станет.

Тогда советский ученый Владимир Ларин предложил добывать водород из недр земли – уже в готовом виде. По его расчетам, можно добывать ежегодно водорода столько, сколько Россия не добывает газа и нефти. Он даже назвал места потенциальной добычи газа. Кто знает, может и вправду его идея могла бы воплотиться в жизнь. Но в России в начале 90-х годов было не до науки и бурения земли.

В поисках дешевого топлива

Человечество давно думает об альтернативном топливе. Потому что нефть и газ – невосполнимые ресурсы земли, когда-то они закончатся. На этой волне заговорили о ветряных электростанциях, о солнечных батареях. И о водородном топливе, конечно.

Однако, если посмотреть, что из этого вышло, становится ясно – человечество еще далеко от идеального решения. Примером служат неудачные попытки американцев использовать водород в космической промышленности, в самолетостроении. Каждый раз эксперименты заканчивались взрывом газа. Советские ученые оказались более прагматичными, они сумели заставить взрывоопасный газ служить космическому прогрессу. И до сих пор их открытия не имеют аналогов. Однако, такие космические двигатели отнюдь не дешевы.

Немцы пошли дальше – они стали использовать водород в качестве топлива для автомобилей. Добавили в водород пропилен – дешевый газ, и утихомирили этим взрывоопасный характер водорода. Известные бренды стали создавать модели машин, работающие, как на бензине, так и на водороде.

Но широкого применения эти водородные двигатели не получили. Поскольку есть объективные причины – хранить водород не так-то просто. Идея жидкого газа решает проблему накопления достаточного количества газа в металле. Но стоит оставить такой автомобиль на неделю, то никакие теплоизоляционные меры не помогают – водород нагревается и улетучивается, бак становится пустым.

Не оставили без внимания модный ажиотаж и российские предприниматели. Генеральный директор горно-металлургической компании “Норильский никель” М. Д. Прохоров, проявивший активный интерес к водородным технологиям, приобрел контрольный пакет акций американского пионера водородной энергетики Plug Power. Он хотел воплотить в жизнь идеи Владимира Ларина по добыче водорода из недр земли. Но позже из-за кризиса 2008 года вынужден был свернуть планы.

Желаемое за действительное

Мечты о водороде, как о дешевом и экологически чистом топливе будущего, так и остаются по сей день мечтами. Поскольку не все так просто, как кажется: производство водорода путем электролиза затратное и не самое экологически чистое мероприятие, оно требует строительства дополнительных атомных электростанций. А добыча водорода в чистом виде из недр земли – все еще неосуществимые планы.

Но даже если предположить, что планы Владимира Ларина осуществятся, что мы начнем добывать дешевый водород в готовом виде, сможем ли использовать его, как безопасное топливо? И другая сторона вопроса: готовы ли сегодня сильные мира сего к перевооружению всей промышленности и отказу от существующих видов топлива? Пожалуй, ответы очевидны. Поэтому прогнозы о скором переходе на топливо будущего, мягко говоря преувеличены. Совершенно очевидно, что подобные планы в ближайшем будущем не могут быть реализованы.


Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0



Реклама на самоВоде

Журнал. меню