icon

Бизнес-тексты: зачем, почему и кто их пишет

Лариса Пасяева

Бизнес-тексты: зачем, почему и кто их пишет

В статье рассмотрены следующие вопросы:

Почему, вообще, люди пишут

Мотивы авторов бизнес-текстов

Полезность бизнес-текстов для читателей

Критерии выявления бесполезных бизнес-текстов

Необходимость бизнес-просвещения

Пример бизнес-просветительства

Вместо заключения

Роман Шерн  Бизнес-тексты  Бизнес-просветительство  Бизнес-тексты. Компания "СатисСвязь". Бизнес. Манифест. Компания оператор спутниковой связи   Финансы предприятий   Управленческий учёт   рост продаж   управленческий консалтинг   Личный успех   Увеличение объёма продаж   Управление персоналом   спутниковая связь   Компания оператор спутниковой связи  

03.10.2017 17:27

Оценка от партнеров: плюс / минус

Бизнес-тексты: зачем, почему и кто их пишет

В статье рассмотрены следующие вопросы:

Почему, вообще, люди пишут

Мотивы авторов бизнес-текстов

Полезность бизнес-текстов для читателей

Критерии выявления бесполезных бизнес-текстов

Необходимость бизнес-просвещения

Пример бизнес-просветительства

Вместо заключения

инжиниринг, развитие бизнеса, управление проектами, проектный менеджмент, контрактование, Роман Шерн, Бизнес-тексты, Бизнес-просветительство
Лариса Пасяева

Бизнес-тексты: зачем, почему и кто их пишет

Число книг и других публикаций о бизнесе, а к ним можно отнести всю экономическую литературу и произведения посвящённые достижению человеком личного успеха, уступает только массе печатной продукции, предназначенной для «культурного» убийства времени. Это неудивительно, так как люди в основном связывают свой жизненный успех с высоким уровнем личного благосостояния. Спрос на информацию для этого порождает предложение.

 

Почему, вообще, люди пишут

Во всех без исключения случаях все пишут, чтобы хотя бы кто-то прочитал. Кроме заметок и конспектов для себя, всё от реплики в чате до величайших романов и научных трудов пишется для чтения другими. И эта статья тоже написана хотя бы для вас.

Большинство, но отнюдь не все тексты пишутся для передачи информации от автора к читателю. Информирующие тексты нужны для достижения конкретных целей и автором, и читателем. Так, автор, пишущий не художественную книгу с качественным содержанием, преследует цель передать знания, которые будут использованы читателями. (Здесь словосочетание «качественное содержание» подразумевает проверенную реальной практикой достоверность информации). Но даже авторы таких книг, в отличие от чисто информационных текстов, в основном являющихся документами, автоматически неосознанно преследуют и другую цель. А в тех случаях, когда её осознают, то, как правило, стесняясь, её умалчивают.

Эта, естественная по природе (инстинктивная), но якобы неприглядная цель – предъявление читателям доминантности автора над ними. Я осознаю, что это свойственно и мне, как всем другим авторам, как всем артистам, теле и радиоведущим, спортсменам, преподавателям, общественным деятелям, политикам и многим другим, собирающим аудитории слушателей, зрителей и читателей.

 

Мотивы авторов бизнес-текстов

Наглядным свидетельством проявления инстинкта доминантности являются тексты, написанные ради повышения известности имени автора. Примечательно, что в таких случаях «автор» - часто вовсе не автор, а заказчик тем или иным способом оплативший написание текста. В научной среде это – всемирная норма. В том числе в бизнес-дисциплинах. К тому же, уже существуют не только отдельные исполнители, а и предприятия пишущие книги на заказ. И индекс цитирования придуман с той же целью.

Мотив повышения известности имени автора активно эксплуатируется бизнес-изданиями, нуждающимися в наполнении их профильным контентом. Доверяя людям, занимающим должности с громкими названиями, или просто не задумываясь о качестве и достоверности содержания их текстов, издания публикуют всё, что не нарушает запретов, установленных государственными нормативными актами.

Более распространённым мотивом к написанию книг и статей, доминирующим в бизнес-литературе, является надежда авторов больше заработать, опираясь на количество и известность публикаций. Так называемые инфо-бизнесмены и бизнес-тренеры без, написанных ими, книг вообще не котируются. Существуют даже «гуру» инфобизнеса обучающие быстренько сляпать книгообразную продукцию. Они издают и книжки о «написании» книг «за один день».

Для научных работников вне зависимости от их профессии публикации являются необходимостью. То есть написание большой доли бизнес-книг и статей – способ обеспечить научный статус авторов. Следовательно, и заработки. Одна из таких книг, написанная всемирно известным профессором, изданная на многих языках многомиллионным тиражом тщательно разобрана в статье «От хорошего к великому» – шедевр, злая шутка или нагромождение глупостей?

Редким мотивом при создании бизнес-текстов является просвещение, подразумевающее не только передачу читателям проверенных практикой знаний, а и развенчание бесчисленных заблуждений и обманчивых верований, распространённых авторами движимыми жаждой славы и заработков. Естественно, что просветители - тоже не альтруисты, и ими движет инстинкт предъявления доминантности, но мотив написания книг - собрать и передать людям знания, которые позволят читателям быть успешными и эффективными для себя и окружающих.

 

Полезность бизнес-текстов для читателей

Первые два, из трёх рассмотренных, основных мотивов написания бизнес-текстов не предусматривают наличия у авторов заботы о пользе их информации для читателей. В этих случаях авторы и издатели в основном заинтересованы в «упаковке» произведений, обеспечивающей им достижение тщеславных и/или меркантильных целей. Под термином «упаковка» здесь понимаются реклама и пиар изданий и авторов, а также применение в текстах модных терминов, ссылок на распиаренные авторитеты и/или фирмы. Подспорьем для них является и содержание поддерживающее, наукообразно обосновывающее чаяния читателей, жаждущих халявы со стороны государств и работодателей и сбычи мечт без приложения усилий.

Полезность таких текстов заключается в создании рабочих мест рекламистов и пиарщиков, сотрудников издательств, людей обеспечивающих производство для них средств производства. Эти люди вносят вклад в валовые внутренние продукты стран, создают налогооблагаемую базу, получают зарплату. В общем, ведут экономически приемлемую деятельность.

В таких текстах тоже иногда встречаются крупицы полезной информации. Но она тонет в шквале глупых выдумок, бессмысленных заявлений, наукообразного трёпа и в откровенно вредоносных мифах, ублажающих халявщиков и бездельников мечтателей. Ущерб, наносимый читателям, предприятиям, странам и миру в целом этими текстами оценке не поддаётся и на огромное число порядков превышает пользу от суетливой занятости созданием таких публикаций.

Полезных бизнес-текстов очень мало. Поэтому при обилии бизнес-текстов экономические проблемы человечества тяжелы, и неизвестно когда будут решены.

 

Критерии выявления бесполезных бизнес-текстов

Первый критерий определения потенциальной полезности бизнес-текста – трудовой путь автора. Если человек описывает то, что не делал своими руками и головой, решая реальные задачи, то вероятность пользы от его текста близка к нулю. Пересказы прочитанного или услышанного от кого-то, а также рассказы собственных выдумок, не проверенных практикой, – распространённое и в лучшем случае безвредное явление в бизнес-публикациях. Пользы от них нет.

Второй критерий – употребляемая терминология. Если текст посвящён развитию темы, связанной с модным словом и/или аббревиатурой, то достаточно прочитать определение этого термина, приведённое автором, чтобы понять серьёзность или глупость всего текста. Так как модным в бизнесе словам даны десятки определений, рекомендую внимательно в них вчитываться. Обращайте внимание на однозначность и определённую образность понятий, применённых в определении. Если они требуют дополнительного разъяснения и/или допускают разную трактовку, и/или к ним необходимо добавить условия конкретной ситуации, то вероятность, что текст наполнен досужим словоблудием автора, близка к 100%.

Приведу пример определения, данного очень известным автором: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Вам наверно стало грустно, если вы представили, что на вашем предприятии есть подразделение занимающееся этим.

Третий критерий – наличие речевых штампов, напыщенных фраз, лозунгов и прочих  образцов «пустой породы» для набора объёма текста. Поэтому если в предисловии к книге или вначале статьи столкнётесь с ними, то и дальше читать, скорее всего, бесполезно. Когда автору есть, что сказать, на такую ерунду он не тратит время и место.

Для примера первый абзац книги, написанной профессором: «Прибыль, известнейшая с давних времён категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий». Я намеренно не привожу имена авторов обеих цитат.

Применяя хотя бы эти критерии для экспресс оценки ещё не прочитанного текста, вы избавите себя от потерь времени и сил на чтение макулатуры, и снизите риск приобретения вредных заблуждений и верований.

 

Необходимость бизнес-просвещения

Массовое создание бизнес-текстов, вызванное тщеславием и/или меркантилизмом авторов, подчас искренне верящих в разносимые ими глупости, не знающих даже азов экономики и финансов, природы людей, физической сущности экономически значимых событий, требует собирания и донесения до людей сведений необходимых для эффективной бизнес-деятельности.

Ущерб, вызванный массовым распространением такими авторами заблуждений и ошибочных верований в бизнес-глупости, тормозит экономическое и прочее развитие человечества.

Поэтому бизнес-просвещение можно образно представить разновидностью целительной деятельности. Оно столь же необходимо, как борьба с пока неизлечимыми физическими болезнями людей. А усилий требует ещё больше, ведь сопротивление разносчиков глупости, боящихся разоблачения их безграмотности, сильнее неразумной деятельности возбудителей болезней.

 

Пример бизнес-просветительства

Уже девять лет просветительскую деятельность в сфере бизнеса ведёт Роман Шерн. Им опубликовано уже более ста статей, видео вебинаров и лекций и очень полезные книги. Его статьи, видео и другие материалы выложены в открытом доступе на его личном сайте. Они и его книги и пособия не только написаны лёгким для чтения языком, а содержат необходимую и достаточную информацию для понимания и усвоения читателями представленной в них деловой информации, проверенной автором на личной практике.

Прежде чем организовать свой консалтинговый бизнес, он 25 лет проработал по найму. А сейчас его управленческий стаж на топ-должностях предприятий разных отраслей тоже достиг 25 лет.

Темами его публикаций являются: эффективность бизнеса и финансы, наём и управление работниками, продажи и реклама, а также личный успех. Я уже более трёх лет пользуюсь его рекомендациями. Применение описанных им методов помогло мне добиться успехов в профессиональных делах и в личном мировосприятии.

Он сам постоянно повышает собственную квалификацию и помогает в этом людям. Тысячи человек написали ему благодарные отклики на статью «Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я».

 

Вместо заключения

Чтобы получать пользу от прочтения бизнес-текстов, отбирайте их тщательно. Ничего не принимайте на веру, несмотря на известность имён авторов. Проверяйте на личной практике действенность и эффективность заинтересовавших вас рекомендаций. Произведите ревизию своих бизнес-знаний. Может быть, среди них много заблуждений и верований, мешающих вам решать свои задачи. Читайте работы просветителей! Их всего сотни в мире, а авторов бизнес-текстов – миллионы.

Желаю вам успехов в решении бизнес-задач, как это делает Роман, завершая свои статьи.

 

 


Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0



Реклама на самоВоде

добротно спроектированный и построенный дом