Интеллектуальный спецназ или болезненная страсть? Секрет успеха математика Алексея Владимировича Савватеева
Интеллектуальный спецназ или болезненная страсть? Секрет успеха математика Алексея Владимировича Савватеева
Кто из нас не задумывался о том, как стать успешным, счастливым и быть свободным настолько, чтобы строить жизнь под себя. Хороший вариант – брать пример с успешных и ярких людей, оставляющих в жизни хороший след.
Таким человеком является Алексей Владимирович Савватеев - популяризатор науки.
SEO бизнес идея бизнес успех Бизнес Александр Высоцкий Accenture информационный бизнес СберЛизинг исследование информационные технологии СМИ Банк консалтинг
16.04.2017 20:48
Правообладатель: Ирина Ерыгина
Оценка от партнеров: плюс / минус
Кто из нас не задумывался о том, как стать успешным, счастливым и быть свободным настолько, чтобы строить жизнь под себя. Хороший вариант – брать пример с успешных и ярких людей, оставляющих в жизни хороший след.
Таким человеком является Алексей Владимирович Савватеев 1973 года рождения - доктор физико-математических наук, ректор Университета Дмитрия Пожарского, профессор МФТИ, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института, популяризатор науки и организатор научных и научно-популярных мероприятий.
Он покоряет умы людей разных возрастов лекциями по математике, видеокурсами про математику для детей и для профи. Счастливый отец четверых детей. Его жизнь будет интересна очень многим, ведь в зоне его внимания не только математика, но и экономика, жизнь общества во всем ее многообразии.
Нам удалось взять интервью у этого неординарно мыслящего человека, которое заставляет осознать многие вещи, задуматься над разными вопросами и стать немного выше. Ведь, как говорил Горький, нужно «жить всегда влюбленными во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх». Попробуем и мы немного потянуться вверх, познакомившись с жизнью и мировоззрением Алексея Савватева, которые открываются нам в ответах на наши вопросы.
- Почему Вы уехали работать в Иркутск, а не, к примеру, в США?
- Это - противоположные направления (во всех смыслах слова). Я убегал от гиперактивной жизни, а не искал её. Америка - для ускорения жизни.
Иркутск - наоборот, для замедления жизненного ритма. Впрочем, в США я бы и так не поехал (без крайней нужды): я не очень хорошо чувствую себя за рубежом, особенно в «цивилизованных странах». Не в своей, так сказать, тарелке. Холодно там (в «душевном» смысле). Да и непривычно. В Иркутске я хотел построить образовательный центр. Но не сложилось.
- Почему вернулись в Москву?
- Потому что всё-таки слишком... Многие из людей в Сибири, с которыми я пересекался, полностью довольны жизнью - у всех семья, дача, машина. Их жизнь построена вокруг семьи и небольшого круга очень близких друзей. А чтобы построить серьёзный образовательный центр, нужна «неустроенность», вроде «желания странного». Нужно, чтобы что-то в жизни не устраивало. Причём не абстрактно, политика там или что, а именно то, что лично, сам своими руками можешь менять. Такого в Иркутске не было, мне трудно было найти для своего проекта единомышленников. Откликнулись человек 5-7, остальные не очень стремились жертвовать своим временем, чтобы строить непонятно что и неясно
зачем. И потом, там нет ни денег, ни нормальных людей в руководстве наукой.
Это большой порочный круг, который я оказался не в силах разорвать. Или не порочный, а естественный - кто я такой, чтобы поднимать людей на подвиги?
- Скажите, а трудно ли ученому в России содержать большую семью?
- Это зависит от того, какой учёный. Хорошие математики вписаны в большие гранты Правительства РФ («мегагранты») и вполне себе содержат свои семьи. Я не из таких: я популяризатор математики. Однако в настоящее время мне и моим домочадцам, жене и всем деточкам, вполне хватает на жизнь, ведь я работаю ректором в Университете Дмитрия Пожарского. Ректорская зарплата там, конечно, не как в МГУ (я даже не могу себе представить зарплату ректора МГУ и ректоров других ведущих вузов:-))), но в целом на жизнь хватает. Но вообще-то, конечно, ответ таков: да, учёному в России трудно содержать большую семью. Зарплаты у большинства учёных и преподавателей - низкие, нагрузка велика, плюс много времени уходит на бюрократическую ерунду.
- Как часто и где бывали за рубежом? Почему не уехали на Запад, как многие наши ученые?
- Я бывал за рубежом очень много, особенно лет 10 назад. Полтора года даже прожил в Бельгии. Но русский человек (то есть человек русского языка и русской культуры, независимо от этнической принадлежности) должен возвращаться назад. Это наш, если хотите, моральный долг - мы родились в стране с удивительным и богатым прошлым, и мы все - большая семья. Нельзя же бросать своих родственников! Поэтому отъезд на Запад - это в любом случае некоторое предательство. Человек сменяет наш трудный и страстной мир на какой-то надуманный покой, ему просто там платят за работу. Это уже не миссия, а найм. Конечно, я не имею права всем
навязывать миссию и крест, но я именно так вижу, это моя картина мира. Поэтому, задавая вопрос, «почему вы не уехали, как многие», вы уже задаёте неправильную систему координат. Не «почему Вы не уехали», надо спрашивать меня, а «почему уехали они все», надо у них спрашивать. Наверное, они ответят, что там больше
перспектив в науке, там выше зарплата, там меньше бюрократизма, но именно они будут оправдываться, почему уехали, а не я, который не уехал. Естественно для человека - пригодиться там, где он родился, и я поступил естественно.
Кстати, и смена идентичности тоже является предательством - когда человек, выращенный на русских сказках, себя сознательно отождествляет с каким-то там «европейским выбором» или прочими прелестями. Грустно это наблюдать.
- Хорошо ли владеете английским, помогает ли это в работе?
- Нормально владею. Писать статьи на английском могу и пишу иногда. Тем более, читать статьи по-английски (это необходимо, чтобы знать, кто что на свете придумал - и не переоткрывать Америку или велосипед :-)))).
- Трудно ли организовать видеозапись лекций?
- Да, договориться обо всём бывает непросто. Однако зачастую я уже прихожу по приглашению на готовые площадки (Интернет-урок, Филипповская школа, Школа новых технологий лицея Интеллектуал, Национальная платформа открытого образования МФТИ и другие), и там уже всё организовано.
- Нужен ли для ваших лекций артистический талант?
- Для лекций, наверное, нужен артистический талант - но пускай об этом судят мои зрители :-))))).
- Сколько времени уходит на подготовку?
- Зависит от курса; очень много времени занимает подготовка к новому курсу, который я ещё никогда не читал. "Обкатка" таких курсов очень трудозатратна!
- Кому легче читать: детям или коллегам?
- Когда как :-))). Пожалуй, в среднем легче читать всё-таки школьникам.
- Есть ли обратная связь со слушателями?
- Обратная связь, безусловно, есть - мне пишут очень много. Иногда тёплые письма, иногда - дурацкие (человек утверждает, будто вот так, с пол-пинка смог решить великую проблему; это всегда бред). Я всегда радуюсь тёплым письмам, и полагаю, что дурацкие письма - это как бы плата за тёплые и вдохновляющие, «всё в природе уравновешивается».
- Есть ли какой заработок как видеоблогера?
- Нет. Мой блог малопопулярен - так, несколько сотен человек. Это для души.
- Как вы используете Интернет, в частности, соцсети?
- В соцсетях я не присутствую, но мой Университет usdp.ru активно продвигается там - у нас есть сотрудники, которые этим занимаются. В частности, мои лекции продвигаются таким способом. Я же в интернете в основном читаю и пишу письма.
- Какую потребность вы удовлетворяете, занимаясь своим делом?
- Видимо, это настоящее Призвание. Я чувствую иррациональную и необъяснимую тягу к тому, чтобы читать лекции для широкой аудитории. Наверное, в этом - моя болезненная страсть, пускай психологи и психиатры разбираются :-)))). В общем, как и любой петух, я не могу не кукарекать :-)))))!
- Вы действительно считаете, что Полтерович единственный экономист в России? Вы как-то об этом говорили.
- Да, это так. Виктор Меерович на голову выше поголовно всех остальных. Но он достаточно скромен и не обрадуется, если увидит, что я здесь это написал :-))!
- Что двигало вами, когда вы организовывали новый университет?
- Желание вернуть образованию цельность. Процитирую нашу академическую стратегию, выработанную в Университете Дмитрия Пожарского: «В давние времена образованный человек знал основы всех наук. Однако в новые времена - времена глубокой специализации - образование постепенно сменилось профессиональной подготовкой. Каждый учился тем навыкам, которые планировал затем использовать в своей профессии (сразу готовясь к ней, то есть совершая выбор профессии заранее). Так сложилась современная система «образования», в которой практически не осталось места образованию в классическом смысле слова.
Новейшая история и новейшая организация социума предъявляет и новые вызовы. Дело в том, что скорость изменений и турбулентность окружающего мира стали такими, что то, к чему человек готовил себя в вузе, за время его учёбы становится неактуальным. Факт состоит в том, что профессиональная подготовка больше себя не оправдывает - по крайней мере в ряде самых ключевых областей принятия решений.
Поэтому требуется «интеллектуальный спецназ» - люди, подготовленные всесторонним образом. Требование к такой подготовке заключается в том, что человек должен быть готовым к решению любых задач и к принятию решений в том числе во враждебной обстановке, находясь под сильнейшим внешним давлением. Парадоксальным образом оказывается, что требуемое для такого «спецназа» образование сродни классическому.
Человек должен свободно ориентироваться в основных достижениях всех наук. То есть должен быть всесторонне образованным. Именно такой «интеллектуальный спецназ» и готовит Университет Дмитрия Пожарского».
- Сохраняется ли преемственность математического обучения?
- Безусловно. Математика - наверное, самая последовательная из всех наук, в ней просто год за годом 3000 лет подряд возводится без разрушений единое здание.
- Какие черты своего характера вы считаете определяющими вашу судьбу?
- Я никогда не сдаюсь; я упрям, как 10 баранов; я маниакально убеждён в своей правоте в тех областях знания, в которых считаю себя грамотным; Господь Бог наградил меня буйной энергией; я люблю объяснять и умею это делать.
- Что можно выделить как главное в ваших взглядах на жизнь, общество, поколение, время?
- Мы все неразрывно вписаны в окружающую нас реальность. «Ты себя в счастливцы прочишь - а при Грозном жить не хочешь?» Времена не выбирают. Я не хочу жить ни в какой другом месте и ни в какое другое историческое время. Мне хорошо здесь и сейчас, мы живём в лучшей из стран в лучший период её истории. Примерно так!
Если подробнее, то я вижу в стране огромное количество неэффективностей и недоработок, но для меня это норма жизни. В то же время, если от меня что-то конкретное зависит, я буду бороться всеми возможными способами, чтобы неэффективность устранить.
Митинг бессмыслен, а вот жалоба в вышестоящие органы - может иметь смысл. Причитания по поводу лжи в телевизоре бессмысленны, а вот попытка на самом деле установить, где что было и чего не было, достойна уважения. Надо искать живых людей, и выяснять правду, говоря с людьми с обеих сторон конфликта.
А ещё - надо быть русским. По взглядам, по стилю жизни. Русские всё прощают, русские не помнят зла, причинённого нам другими, не строят своё государство на отрицании какого-то другого государства. Не лелеют свои обиды, и не требуют для себя ни уважения, ни какого-то особого обхождения. Русские грубы, однако в глубине души отзывчивы. Русские всегда показывают себя с худшей стороны (а по всему цивилизованному миру принято наоборот). Мы - именно такие, и нам надо оставаться такими всегда, что бы вокруг ни происходило!
- Что вы считаете своим достижением на сегодняшний день?
- Четверо детей :-)))). Ну, и лекции в интернете немножко.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Совершенно неясные, туманные. Я живу сегодняшним днём! Подробнее познакомиться со мной можно по адресам https://www.facebook.com/pages/Савватеев-Алексей-Владимирович/1848380672041715, https://www.youtube.com/watch?v=D8W4tCkMPUA, https://www.youtube.com/watch?v=H_al-G9gyX0. Со списком моих лекций можно познакомиться здесь http://childrenscience.ru/савватеев.-100-лекций-по-математике.html, https://www.youtube.com/playlist?list=PLqBfxn8OBMGpeF81icMB-x4hjuRaFXzXI. Полное собрание выступлений - здесь http://www.sibscience.org/list
Оценка от партнеров: плюс 0 / минус 0